Внедрение ERP-системы: зачем нужен бизнес-аналитик и в чём заключается его работа
Что он должен — и чего НЕ должен делать
Успех автоматизации бизнеса зависит от целого ряда факторов: готовности сотрудников к изменениям, компетенций ответственных за проект руководителей, выстроенных внутри компании бизнес-процессов… А ещё — от хорошего бизнес-анализа и тех, кто будет им заниматься.
Бизнес-аналитики — связующее звено между бизнесом и разработчиками, переводчики, которые должны понять, что на самом деле нужно компании, и поставить чёткие задачи программистам.
Вы, как заказчик, будете напрямую работать именно с бизнес-аналитиками. Поэтому в этой статье мы хотим рассказать, чего стоит и не стоит требовать и ждать от этого специалиста.
Чем занимается бизнес-аналитик в ИТ-компаниях
Проводит демонстрацию системы. К нам в iCode обращаются разные заказчики: кто-то уже неплохо знаком с Odoo ERP — смотрел видео, читал документацию, изучал демо-версию. Кто-то слышал лишь краем уха, что «да, вроде неплохая система», но не понимает до конца, что она может, подходит ли для решения задач конкретно его бизнеса или нет. Поэтому наши бизнес-аналитики на первой встрече (или нескольких встречах) проводят клиентам бесплатные демонстрации возможностей системы. И параллельно собирают основные требования к ней.
Общается со стейкхолдерами, изучает, выявляет, анализирует и формализует информацию о компании и её бизнес-процессах. Задача бизнес-аналитика — детально разобраться и описать «как есть сейчас» и «как должно получиться в результате». Для этого он выявляет требования всех заинтересованных сторон, которые будут как-либо взаимодействовать с готовым решением.
Бизнес-аналитик докапывается до первопричин, до самой сути. Ему важно не просто понять, какой функционал вы хотите, а разобраться, почему он вам нужен, какую конкретно «боль», какую проблему он закроет. На основе этих знаний бизнес-аналитик предлагает оптимальное решение этой самой проблемы исходя из возможностей системы и требуемых доработок.
Превращает ваши бизнес-требования в конкретное техническое задание для разработчиков. И контролирует его выполнение. Следующий шаг — перевод с языка заказчика на язык разработчиков. И поддержание постоянного диалога между ИТ и бизнесом.
Что конкретно делает бизнес-аналитик:
— планирует и расставляет приоритеты, занимается декомпозицией, т. е. «дробит» цели проекта на более мелкие компоненты, которые команда сможет использовать для построения плана дальнейшей работы;
— формирует Product backlog — это перечень тех функций, которые фокус-группа (заинтересованные сотрудники со стороны заказчика) хочет получить в результате;
— разрабатывает архитектуру проекта — как бизнес-, так и техническую;
— делает прототипы — составляет макеты форм различной функциональности, чтобы после согласования с заказчиков отдать их на реализацию для последующего согласования с заказчиком и реализации;
— и многое другое.
Всё это фиксируется в документе об образе и границах проекта — Vision and Scope document.
Бизнес-аналитик управляет изменениями в проекте и активно работает как с командой разработки, так и с фокус-группой со стороны заказчика.
Тестирует систему. В зависимости от компании тестирование может проводиться силами как тестировщиков, так и бизнес-аналитиков.
Готовит обучающие видео- и текстовые инструкции для сотрудников. Обучает пользователей. Мало внедрить ERP-систему — важно, чтобы сотрудники начали полноценно ею пользоваться. Поэтому наши специалисты готовят подробные материалы, которые помогут всем пользователям системы быстро освоиться в ней и по максимум использовать весь доступный им функционал.
Чем НЕ занимается бизнес-аналитик
Не выстраивают бизнес-процессы с нуля. Бизнес-аналитик со стороны аутсорсинговой компании, такой, как iCode, сделает максимум, чтобы оптимизировать и автоматизировать существующие бизнес-процессы — но для этого они должны быть выстроены. Если в бизнесе у вас хаос, то чуда не произойдёт. Ни одна система, ни один, даже самый опытный специалист не сможет автоматизировать то, чего нет.
Не реализует решения. Да, когда-то общением с заказчиков и сбором требований занимались сами разработчики. Сегодня же каждый делает того, что у него лучше получается: бизнес-аналитики анализируют процессы, собирают и систематизируют бизнес-требования, а разработкой занимаются непосредственно разработчики.
Частая проблема: когда заказчик взаимодействует напрямую с разработчиком, без анализа, без документирования требований, они, требования, никогда не останавливаются. Заказчик сказал — разработчик сделал. И так до бесконечности. Поэтому многие вещи могут переделываться по несколько раз, возвращаться к первоначальному виду… И кажущееся упрощение всего процесса может вылиться в неоправданные траты ресурсов.
Внедрение ERP требует достаточных затрат времени и денег. И именно всесторонний бизнес-анализ — одна из гарантий того, что эти инвестиции оправдаются.
Если хотите начать внедрение ERP-системы, но не знаете, с чего начать — свяжитесь с нами. Мы ответим на ваши вопросы и договоримся о встрече и проведении бесплатной демонстрации Odoo ERP.